В этой статье я расскажу о ремонте КПП своего автомобиля Audi
100 Avant 2.2 E (модель KU) 1985 года выпуска.
С самого начала приобретения автомобиля (это было более 3-х лет назад) кроме
различных неисправностей, таких как: повышенный расход топлива и масла, необходимости
проведения кузовного ремонта и полной покраски, наведения серьезного порядка
в салоне, стал настораживать постоянный шум, связанный, как я тогда предположил,
с работой трансмиссии.
Дело происходило зимой и автомобиль был "обут" в покрышки Nokian Hakkapeliita
Q. Шум проявлялся при разгоне и торможении двигателем на макром асфальте. Я
объяснил себе это поведением покрышек с их технологией ламелирования Spiral
Sipe System и успокоился… до весны, пока не "переобулся" в летние
покрышки. Шум уменьшился, но не исчез. Особенно явно он проявлялся при разгоне
на повышенной передаче с низких оборотов вращения двигателя (1000-1500 об/мин),
а с набором скорости постепенно уменьшался. Надо отметить, что тогда я довольно
часто путешествовал на большие расстояния, и этот звук меня постоянно беспокоил.
Было принято решение купить коробку б/у и поменять их местами. После изучения
рынка мне удалось найти коробку за 75 $, которую я и приобрел.
На замену КПП и регулировку рычага переключения передач тогда потребовалось
около 4-х часов работы. Единственным неудобством стала совершенно не откручивающаяся
пробка, через которую заливается масло и контролируется его уровень. Поэтому
масло пришлось заливать из мерной емкости (2.75 л) через отверстие выкрученного
датчика экономайзера в задней крышке КПП. После пробных поездок я понял, что
установленная коробка отличается от прежней передаточными числами. Я решил узнать
об этом подробнее и вот что выяснил.
До января 1988 года на автомобили Audi 100 устанавливались 4-х ступенчатые КПП
(4-х цилиндровые моторы 1.8 литра: DR, DS, NP - тип КПП 014) и 5-ти ступенчатые
КПП (4-х цилиндровые моторы 1.8 литра: DS, NP - тип 013; 5-ти цилиндровые моторы
1.9 литра: WH, KP, RT - тип 093; 2.0, 2.2, 2.3 литра: WC, KU, NF - тип 016).
Начиная с января 1988 года перестали устанавливаться 4-х ступенчатые КПП типа
014; 5-ти ступенчатые КПП типов 013, 093 и 016 были заменены на КПП типа 012.
Маркировка модели КПП выбита на корпусе картера коробки передач на плоской горизонтальной
площадке между двумя верхними отверстиями под болты крепления КПП к двигателю.
Последние цифры обозначают дату выпуска изделия.
В таблице приведены передаточные отношения КПП типа 016.
AAZ (KU) | 3V | 3K | 5N | 3U (KP, WC) | |
Главная пара | 3.89 | 3.89 | 3.89 | 4.11 | 3.89 |
1-я передача | 3.60 | 3.60 | 3.60 | 3.60 | 3.60 |
2-я передача | 2.13 | 2.13 | 2.13 | 2.13 | 1.88 |
3-я передача | 1.46 | 1.46 | 1.36 | 1.36 | 1.19 |
4-я передача | 1.07 | 1.07 | 0.97 | 0.97 | 0.84 |
5-я передача | 0.86 | 0.83 | 0.78 | 0.73 | 0.64 |
Задний ход | 3.50 | 3.50 | 3.50 | 3.50 | 3.50 |
Как я уже отметил выше, передаточные отношения "новой"
КПП отличались от прежней. Установленная КПП модели 3U имела ярко выраженные
"растянутые" передачи, а предыдущая AAZ - наоборот, короткие. Тут
я вспомнил, что многие зарубежные производители устанавливали на автомобиль
механические КПП двух вариантов: 5-ти ступенчатую или, так называемую, "4+Е",
где Е - "экономичная" передача, позволяющая автомобилю двигаться с
заданной высокой скоростью с минимальным расходом топлива. Передаточные числа
в таких КПП рассчитывались таким образом, чтобы при оборотах двигателя, соответствующих
наибольшему значению мощности, достигалась максимальная скорость автомобиля.
Путем теоретических вычислений я решил подтвердить свое предположение, что 3U
- КПП типа "4+Е" или "экономичная", а AAZ - 5-ти ступенчатая
"скоростная".
Выписываю паспортные данные: максимальная мощность двигателя модели KU составляет
138 л.с. при 5700 об/мин, максимальная скорость составляет примерно 200км/ч
(в различных источниках эта цифра колеблется в приделах от 195 до 208 км/ч),
диаметр колеса 185/70R14 был измерен и равнялся 62 см.
Ниже представлена формула, в которой высчитывается скорость движения а/м при
тех или иных значениях передаточных чисел включенных передач:
,
где
- частота вращения двигателя,
при которой достигается его максимальная мощность,об/мин;
- диаметр колеса, м;
0.06 - коэффициент, переводящий полученное значение в км/ч;
- передаточное отношение
главной пары;
- передаточное отношение
включенной передачи (4-й или 5-й);
Подставляю данные в формулу и получаю следующие результаты:
1. Для AAZ при включенной 5-ой передаче V=199 км/ч;
2. Для 3U при включенной 4-ой передаче V=204 км/ч;
3. Для 3U при включенной 5-ой передаче V=268 км/ч;
Значение скорости V=268 км/ч не соответствует техническим характеристикам автомобиля
Audi 100 2.2E.
Таким образом, можно сделать окончательный вывод: КПП модели AAZ является 5-ти
ступенчатой "скоростной", 3U - 5-ти ступенчатой "4+Е".
Привыкать к установленной 3U было непросто - особенно неудобна она в городских
"вялотекущих" пробках. Приходилось "плестись" либо на 1-й
передаче с высокими оборотами двигателя, либо на 2-й, с оборотами, равными холостому
ходу, постоянно переключаясь на 1-ю. Включать 5-ю (т.е. "Е") имело
смысл только после 110-120 км/ч, что на AAZ можно было делать уже при 90 км/ч.
Но, с другой стороны, при продолжительных поездках на большие расстояния на
AAZ было неудобно: при скорости 140 км/ч на тахометре уже 4000 об/мин, что постоянно
"напрягало" и приходилось снижать скорость до 120 км/ч, чтобы "расслабиться".
На 3U совсем другое дело. Скорость 140-150 км/ч - чувствуешь себя "комфортно".
Изменился и расход топлива. В городском режиме он несколько вырос, примерно
на 10%, и составил около 11,5 л/100км.
Спустя примерно год я решил разобрать AAZ, попытаться ее отремонтироватьи и
поставить на автомобиль. Не стану подробно писать о том, как разобрать и собрать
КПП - это лучше меня сделано в большинстве пособий по ремонту, отмечу только,
что из спец. оборудования потребовались 10-ти тонный пресс, обратный молоток,
а также микрометр.
Разобрав коробку на основные блоки (см. рис.), и осмотрев ее, я пришел к выводу,
что изношены конические роликовые подшипники дифференциала и вторичного (выходного)
вала, на обоймах которого были видны следы питтинга. На обоймах подшипников
нанесена маркировка производителя FAG или SKF и номер по каталогу. В ETKa также
можно найти номер подшипника по каталогу VAG.
Корпус дифференциала:
В таблице приведены маркировка и стоимость подшипников, по которой они были
приобретены.
№ подшипника по VAG | Цена,$ | № подшипника по SKF | Цена,$ |
016 409 123 | 53 | AK-LM 501349 | 15 |
K-LM 501310 | 9 | ||
113 517 185 C | 78 | K-LM 300849 | 14 |
K-LM 300811 | 6 |
Вторичный вал:
№ подшипника по VAG | Цена,$ | № подшипника по SKF | Цена,$ |
016 311 220 Е | 82 | 536991А | - |
532168В | - | ||
016 311 375 H/B | 55 | KHM 89411 | - |
KHM 89440 | - |
Подшипники корпуса дифференциала можно было заказать со сроком
поставки 3 недели, а вот с подшипниками вторичного вала хуже. Их можно было
купить только оригинальные по каталогу VAG. В конечном счете были заказаны подшипники
дифференциала и куплены подшипники вторичного вала. Позже были куплены сальники
фланцев полуосей (2 шт., примерно по 8$/шт), сальник первичного (входного) вала
(примерно за10$) и пробка-заглушка на заднюю крышку КПП (около 2$).
После установки подшипников я приступил к регулировке бокового зазора в главной
паре. Не стану подробно описывать этот кропотливый процесс, отмечу только, что
в результате измерений пришлось изменить положение вторичного вала. Он стал
как бы "ближе" к корпусу дифференциала на 0.1 мм путем изменения толщины
регулировочных шайб, установленных под внешние обоймы подшипников (на рис. они
называются "прокладками").
Установка на автомобиль отремонтированной КПП модели AAZ, которая была заправлена
синтетическим трансмиссионным маслом Castrol TAF-X 75W90 GL-5, произведена около
1 года назад. С тех пор она прошла более 40 тыс. км. Переключения передач легкие
и четкие, никаких посторонних шумов и по сей день не наблюдается.
В статье использованы материалы из "Audi 100/200.Руководство по ремонту
и обслуживанию". Минск. Издательско-полиграфическое предприятие "Чижовка",
1998г.
© Воскобойников Платон platon@auto-13.ru
назад
на главную
назад
на самостоятельный ремонт
назад
на OFF-топик или заметки автомеханика